Технологии симуляции в постмодернистской политике
Политика эпохи постмодерна как никогда прежде слилась технологиями масс-медиа.
Особый статус средств массовой информации в сегодняшнем обществе зафиксирован
в расхожем выражении "четвертая власть". На самом деле, ситуация складывается
несколько по-другому: налицо не возникновение нового властного института, а
трансформация старых под влиянием новейших информационных технологий. В настоящее
время власть это не просто политические и административные структуры, а не что
иное, как технологический гибрид, обнаруживающий себя в "роковом соединении
власти и знака" . Причем, знак предстает в качестве симулякра, объединяя
в себе как означаемое, так и означающее, тем самым, фиксируя не сходство, а
наоборот, отчужденность от референтной реальности, ее полную подмену и замещение.
Такая модификация властных отношений вызывает к жизни новые формы социального
бытия, имя которым – симуляции. Когда Бодрийяр впервые совместил понятия власти
и симулякра, он получил ту социально-политическую реальность, в которой существует
постмодерная культура информационного общества. Новые виды информационной коммуникации,
связанные с перестройкой знаковой системы, коренным образом изменили способ
реализации властных установок, где симуляция является основополагающей деятельностью.
Подобное положение дел подтверждается многими фактами, избирательных технологий,
освещения военных, национальных и других конфликтов, создания имиджа власти
и другими PR-стратегиями, осуществляемыми с помощью индустрии масс-медиа. Ситуация
складывается так, что средства массовой информации фактически перестают отражать
действительность, а сами творят образы и симулякры, которые, собственно, и определяют
реальность нашей культуры, или, пользуясь терминологией Бодрийяра, гиперреальность,
в которой происходит симуляция коммуникаций, и которая оказывается более реальной,
чем сама реальность.
Бодрийяровская "гиперреальность" по своей сути близка к более привычному
нам понятию "виртуальная реальность", понимаемому в данном случае
как информационная среда, созданная имиджевыми технологиями средств массовой
информации и коммуникации, а также такими родственными с ними практиками, как
паблик рилейшнз, реклама и мода. Причем, эту виртуальную среду следует рассматривать
не просто как совокупность вербальных и невербальных текстов, а как специфическую
форму дискурса постмодерного мира. Понятие дискурса предлагается использовать
в том смысле, который полагал под ним ведущий теоретик постструктуралистской
мысли Мишель Фуко. В его работах дискурс – это социально обусловленная система
речи и действия, включающая в себя различные формы речевых высказываний, а также
способы и правила обоснования этих высказываний, принятые в конкретном социокультурном
пространстве и опирающиеся на господствующие властные отношения. Таким образом,
в понятии дискурса фиксируется неразрывность Текста, Техники и Власти. На характеристике
последней остановимся подробнее.
Власть Фуко понимает не как "совокупность институтов и аппаратов",
а прежде всего как множественность отношений силы, имманентных области, где
они осуществляются. Т. е. она не отделима от дискурса, в рамках которого функционирует
и одновременно конституирует его организацию. При этом, отношения власти не
находятся во внешнем положении к другим типам отношений, они сами результат
генеральной силовой лини, берущей свое начало в глубинах социального тела. Власть,
отмечает французский философ, повсюду; не потому, что она все охватывает, но
потому, что она отовсюду исходит . Для подтверждения тезиса о слиянии информационных
и властных технологий особенно важно фукольдианское понимание неразрывности
власти от способов, которыми она осуществляет свои стратегии. "Между техниками
знания и стратегиями власти нет никакого промежутка" – утверждает Фуко.
Исходя из этой позиции, при рассмотрении "виртуального образа" политического
пространства постмодерного общества, следует избегать расхожих высказываний,
будто власть детерминирует деятельность СМИ, заставляя выполнять свои заказы;
или же, наоборот, сами СМИ подменяют властные функции, вынуждая политиков подстраиваться
в заданные ими рамки. Подобный подход был бы нерелевантным в мире, где власть,
знание, коммуникация, информация слились в единый клубок симуляций, который
и есть не что иное, как дискурс постмодернизма. И, бесспорно, особый статус
в этом дискурсе занимают масс-медийные технологии, мобилизация которых и приводит
власть к феномену развеществления, абстрагирования от "телесных" воплощений
и превращения в пустые знаки, бесконечно циркулирующие в "перспективном
пространстве симуляций" (Бодрийяр), ничего не имеющем общего с действительностью.
Провозглашенное Бодрийяром "исчезновение реальности" в постмодерную
эпоху может быть проиллюстрировано на примере механизмов освещения современных
политических событий. Особого внимания из их числа достойны информационные битвы,
разразившиеся вокруг сравнительно недавней и, в тоже время, порядком уже забытой
Балканской войны. Отражение ее в СМИ приняло такие формы, что практически стало
невозможным реконструировать реально происходящие действия. Война, пропущенная
сквозь фильтры индустрии масс-медиа превратилась в тотальную симуляцию, нечто
подобное софистическому спору, виртуальному фехтованию, в котором участники
вовсе не озабочены достижением истины (ввиду ее отсутствия), а также не стремятся
убедить друг друга в чем-либо, ибо понимают, что это невозможно. Цель здесь
состоит в том, чтобы любыми путями создать видимость достижения поставленных
задач, или, точнее, заявленных задач, затем с помощью пиаровских техник создать
видимость убеждения наблюдателей, так называемой "общественности".
И достижение этой видимости осуществляется не только и не столько с помощью
действия ракет и самолетов, а посредством текстов, произносимых с экранов телевизоров
и напечатанных в газетах – войну пытаются выиграть теми же средствами, что и
предвыборные кампании. По такой логике, победы и потери обретают онтологический
статус лишь после того, как они "отражены" в СМИ, и, в тоже время,
факт освещения события сам по себе конституирует событие, независимо от того,
имело ли оно или не имело места на самом деле. Зачем сбивать самолеты, если
об этом можно просто сообщать, или же, наоборот, если не сообщать то они и не
сбиваются. И, если исходить из того, что образ войны формирует информация, существующая
в рамках определенных дискурсивных практик, сформированных различными культурными
традициями (Восточной и Западной Европы, христианского и исламского мира), то
неизбежно возникает головокружительная пропасть, в которой война становится
недоступной для объективного понимания "вещью в себе". А учитывая,
что в "цивилизованном" обществе сам факт войны пытаются исключить
из универсума социального бытия , подменяя инкриминированное слово понятиями
"миротворческая акция" , "защита демократии" или "антитеррористическая
операция", то борьба против нее становится аморальной, так как оборачивается
попыткой нарушить устои Запада. Не слишком ли много мистификаций и симуляций
прикрывают смерть одних, и одновременно соблазняют на убийство других? Выходит,
бесконечность интерпретаций оборачивается безграничностью зла? И через сколько
уровней симуляции нужно пропустить войну, чтобы превратить ее в виртуальное
действо, пикировку симулякров? Этот ряд риторических вопросов лишь фиксирует
глубину проблемы слияния имиджевых технологий индустрии масс-медиа и милитаристической
политики. Но одно ясно: война сегодня - не столько вооруженный конфликт, сколько
информационные битвы, победа в которых, в сущности, и будет означать выигрыш
кампании в целом.
Приведенный выше пример Балканской кампании подводит к еще одному фактору, иллюстрирующему
всесильность информации в конструировании, или, как в данном случае, сокрытии
действительности. Хотелось бы обратить внимание на то, что защита Западным миром
прав угнетаемых албанцев особенно цинично выглядела на фоне событий, происходящих
в африканских странах, где вырезают друг друга и умирают от СПИДа целые народы
и племена. После того, как исчезли колониальные режимы и вместе с ними европейское
влияние, многие африканские государства впали в первобытное состояние "войны
всех против всех". Во многом это связано с искусственностью границ, зачастую
проведенных европейскими колонизаторами по "линейке", без учета национальных
особенностей (еще одно последствие линеарного модернистского мышления). Но не
в этом суть. Главное в том, что об этих проблемах никто не говорит, а не говорит
потому, что не слышат. Нет информации и… из поля зрения исчезает целый континент,
лишний раз подтверждая бодрийяровский тезис об утрате реальности в постмодерном
обществе. Собственно говоря, европеец всегда с трудом мог представить себе жизнь
другого, и, как отмечал Р. Барт, негритянский мир глазами белого человека изображается
сплошным кукольным театром, хотя и порою небезопасным . А создаются такие образы
действительности в результате осуществления дискурсивных практик, в которых
сливается информация и власть. Приведенный пример показывает, как с помощью
СМИ искажается, а затем и полностью исключается реальность, неукладывающуюся
в привычные или же предпочтительные схемы.
Рассмотренные "миротворческие" бомбардировки Югославии в совокупности
с ситуацией в "исчезнувшей" Африке иллюстрируют, как постмодернистские
по своей сути информационные технологии используют для достижения сугубо модернистских
целей. А это уже ни что иное, как цинизм. Что ж, цинизм – это тоже знак постмодерной
эпохи.
Нельзя не затронуть еще один немаловажный аспект войн последних лет, связанный
с их виртуализацией. Сегодня постмодернистская война все больше воспринимается
не как событие, совершающееся в реальности и разрушающее жизни людей и труды
их рук, а как игра в войну, происходящая на компьютерных и телевизионных экранах.
"Стиль" ведения современных войн, образцами которых служат Иракская,
Балканская, Антиталибская кампании, предполагает максимальное отдаление субъекта
силового воздействия от жертв и последствий его воздействия. Отгороженные дисплеями
от реального театра военных действий, летчики или моряки, запускающие смертоносные
ракеты, оказываются полностью выключенными из универсума войны, заполненного
ужасом, смертью и отчаяньем. Ситуация такова, что происходит столкновение не
с виртуальными событиями в чистом виде, а с какой-то видимостью симуляции, выходящей
за рамки пространства симулякров и имеющей вполне определенные и совсем невиртуальные
результаты: разрушение и смерть. Освоившие новейшие информационные технологии,
"постмодернистские" войны по-особому страшны.
Однако обратим внимание еще на некоторые "мирные" феномены симуляции
действительности, генерированные гибридом властных и масс-медийных технологий.
Классическим примером подмены знаком реальности будут различного рода рейтинги
политических лидеров и партий, выстраивающиеся как результаты социологических
опросов общественного мнения. Цель их ясна: отразить реальную политическую ситуацию
в стране, выяснить, какое место занимает та или иная сила на политическом горизонте.
Но на определенном этапе возникает такое положение дел, что объективные данные
произведенных опросов начинают прогнозировать результаты последующих опросов,
в итоге само понятие "объективности" становится неуместным, а образ
политической реальности начинает предвосхищать саму политическую реальность.
Ситуация с рейтингами выводит нас на проблему ориентации реципиента СМИ в океане
фактов информационной цивилизации. На самом деле, "проблемы" тут нет
никакой. Ориентация осуществляется с помощью вполне незамысловатых практик,
и, заметим, вполне успешно. Так, иерархия ценностей выстраивается в зависимости
от порядка новостей и величины газетных заголовков. Одному событию можно придать
"тяжеловесность", наделив его статусом headline news, другое – отправить
на периферию, и тем самым нивелировать его значение до минимума, про третье
можно забыть вообще, и оно автоматически исчезнет из информационного универсума,
а вслед за этим и вообще перестанет существовать. Нет информации – нет и факта;
нет факта – нет и проблемы. Таковы аргументы мира масс-медий, в котором, события
рождаются и умирают одновременно с их изображением на экранах телевизоров.
И, конечно, апофеоз мистификации реальности мы наблюдаем в предвыборных технологиях.
Здесь богатый эмпирический материал дает нам российская действительность на
примерах предвыборных кампаний различного уровня и масштаба. Общее в них – это
слияние властных структур, масс-медий, рекламного и шоубизнеса, целью которого
является создание виртуальной реальности необходимой для симуляции личного выбора
избирателя. Как правило, работа профессиональных релайтеров, имиджмейкеров и
спичрайтеров, гарантирует «выбор сердцем» и фактически предрешает успех. Вообще,
постмодернистская практика политтехнологий позволяет по другому взглянуть на
проблему соотношения разума и веры. В виртуально выстроенной среде уже нельзя
говорить ни о какой "гармонии" между ними: рациональное знание уходит
на второй план, уступая место вере. Хотя мы и понимаем, что погружены в искусственный
мир – мир симулякров, существование которого возможно прекратить – для этого
нужно всего лишь уйти из него; тем не менее, мы продолжаем верить в реальность
виртуальных событий, и быть может в этом противоречии состоит специфика их "шизоидного"
воздействия. Хорошо, если виртуальный мир создан на экране компьютера – кликнул
"мышью" и он перестал существовать. Но как быть, если в результате
осуществлений стратегий власти виртуальной становится вся социально-политическая
реальность?
Действенный способ вырваться из оков постмодернистской практики тотальной симуляции
просматривается в другом специфически постмодернистском пути восприятия действительности
– иронии. Быть может, именно ироничное отношение к происходящему поможет оградить
нас от "иллюзии очевидности", созданной диспозитивом власти-информации.
Иронию не стоит считать симулятивной реакцией на симуляцию – это было бы слишком
цинично даже для постмодернистов. И не стоит расценивать ее как "Великий
отказ" – в мире, где власть вездесуща, любая акция под знаком всеобщности
была бы бессмысленна. Иронию следует понимать как сугубо личную, индивидуальную
практику – это то, что Фуко назвал "техникой себя", "заботой
о себе". Только вооружившись иронией, можно жить в пространстве симуляции
и не обратиться при этом в симулякр. Пожалуй, это единственный способ, находясь
в фатальных рамках постмодернистского информационного дискурса, найти свой,
собственноличный стиль существования отличный от "гетерогенного единообразия"
навязчиво предлагаемого нам постмодерной культурой. Когда-то Набоков сказал,
что смех – самое убийственное средство против диктатуры. Следуя его логике,
можно объявить иронию в каком-то роде панацеей от циничных попыток медиа-власти
эпохи Постмодерн реализовать модернистские по своей сути цели, используя при
этом постмодернистские методы.
Kroker A., Cook D. The
postmodern scene: Experimental culture and hiper-aesthetics. Macmillan, 1988.
C. 73.
Фуко М. Воля к знанию // Воля к истине. М., 1996. С. 193.
Там же. С. 199.
Госсекретарь США М. Олбрайт в разгар бомбардировок не раз заявляла, что США
в состоянии войны с Югославией не находятся.
Вспомним Р. Барта: "ВОЙНА. – Задача в том, чтобы отрицать ее. Для этого
есть два средства: либо как можно реже о ней упоминать (самый распространенный
прием), либо придавать ей противоположный смысл (прием более хитрый, и на нем
строятся почти все мистификации буржуазного языка). Слово "война употребляется
в смысле "мир", а слово "умиротворение" – в смысле "война":
Барт Р. Мифологии. М., 1996. С. 181.
Барт Р. Мифологии. М., 1996 С. 110.
В этом плане интересна оценка Иракской кампании Жаном Бодрийяром в качестве
"войны, которой не было", "мертвой войны". По его мнению,
логика происходящих событий не является ни логикой войны, ни логикой мира, это
некая "виртуальная невероятность" военных действий. Таким образом,
Иракская война, является первой войной в истории, в которой виртуальное торжествует
над реальным. См: Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал.
М., 1994. №3. С. 33 – 36.
1999-2002
Другие статьи из серии "Постмодернизм и информационные технологии"