Так
что же скрывается за этим ускользающим понятием, каким подлинным смыслом оно
обладает? Пытаясь ответить на этот вопрос, во-первых, следует разграничить постмодернизм
в узком смысле, понимаемый как специфический стиль в искусстве последних десятилетий,
от постмодернизма в широком смысле слова, то есть особого мировоззрения, установившегося
в обществе на рубеже третьего тысячелетия. Постмодернизм как тип мироощущения
начинается с разочарования в любых общих идеях, будь то научные концепции, идеологические
доктрины или философские построения. Исходная топика постмодернистского мировоззренческого
подхода – это отрицание привилегированности, избранности какой-либо точки зрения
относительно всех остальных. Кроме того, постмодернизм можно расценивать как
закономерную реакцию на кризис, охвативший европейскую культуру во второй половине
ХХ века, ставший итогом реализации модернистских идей, господствующих в философии,
науке, политике, экономике на протяжении
всего Нового времени (эпохи Модерн). К таким идеям, прежде
всего, можно отнести веру в возможность человеческого разума познать мир как
некое целое, как единую систему, подчиненную
объективным законам, а также убеждение в том, что выявление основных
законов природы и общества не только будет способствовать историческому прогрессу,
но и даст право на переустройство мира в соответствии с ними. Из истории
известно, к чему приводят полпытки реализации подобных установок: нацистские
концлагеря и советские колхозы, повороты рек и уничтожение наследия прошлого
– вот примеры реализации великих идей Модерна. Отсюда происхождение термина
«постмодерн» и его смысл, указывающий
на завершение, исчерпанность исторического проекта под именем «Модерн» и начало
другого, пересматривающего основные мировоззренческие принципы своего предшественника.
Но понять суть постмодернизма невозможно, если исходить только
из отрицания модернистских традиций минувшего. Постмодернизм
– это попытка осмыслить и выразить тектонические по своему масштабу изменения,
охватившие человечество в последние десятилетия, начиная где-то с середины шестидесятых
годов.. Мироощущение человека не может оставаться прежним в мире, где информационные
технологии творят новую реальность, былая целостность культуры распалась на
бесчисленное множество контр- и субкультур, а человек не может больше идентифицировать
себя с какой-либо общностью, будь то партия, класс, нация или государство.
Постмодернизм не расхожий ярлык и не придуманная эстетами
и интеллектуалами фикция – это не что иное, как мировоззрение сегодняшнего информационного
общества, обладающее такими характеристиками, как плюрализм, фрагментарность,
децентрация, ирония и самоирония, изменчивость, симуляция. Именно эти признаки
позволяют говорить о реальности постмодернизма, ибо вся современная культура
буквально пронизана его духом, какую бы ее сферу мы не взяли. Хотим того или
нет, понимаем ли смысл пресловутого постмодернизма или же с трудом выговариваем
это слово, но мы уже живем в постмодерном мире. Просто стоит оглядеться вокруг,
и мы увидим его стигматы, причем увидим буквально во всем. В
эклектичной, но самобытной архитектуре, в разнообразии стилей одежды, в плюрализме
мнений и моделей поведения, в победившем пространство и время Интернете, во
фрагментарных разговорах по сотовым телефонам, в мелькании рекламных коллажей,
в мозаике заставок НТВ и разорванном видеоряде
МТV, в виртуальной реальности, уже давно
ставшей чем-то большим, чем компьютерная графика, и, наконец, в тусовке в модном
клубе, где главным становится не быть и даже не иметь, а изображать и
симулировать.
Емелин В.А.