Так что же скрывается за этим ускользающим понятием, каким подлинным смыслом оно обладает? Пытаясь ответить на этот вопрос, во-первых, следует разграничить постмодернизм в узком смысле, понимаемый как специфический стиль в искусстве последних десятилетий, от постмодернизма в широком смысле слова, то есть особого мировоззрения, установившегося в обществе на рубеже третьего тысячелетия. Постмодернизм как тип мироощущения начинается с разочарования в любых общих идеях, будь то научные концепции, идеологические доктрины или философские построения. Исходная топика постмодернистского мировоззренческого подхода – это отрицание привилегированности, избранности какой-либо точки зрения относительно всех остальных. Кроме того, постмодернизм можно расценивать как закономерную реакцию на кризис, охвативший европейскую культуру во второй половине ХХ века, ставший итогом реализации модернистских идей, господствующих в философии, науке, политике, экономике на протяжении всего Нового времени (эпохи Модерн). К таким идеям, прежде всего, можно отнести веру в возможность человеческого разума познать мир как некое целое, как единую систему, подчиненную  объективным законам, а также убеждение в том, что выявление основных законов природы и общества не только будет способствовать историческому прогрессу, но и даст право на переустройство мира в соответствии с ними. Из истории известно, к чему приводят полпытки реализации подобных установок: нацистские концлагеря и советские колхозы, повороты рек и уничтожение наследия прошлого – вот примеры реализации великих идей Модерна. Отсюда происхождение термина «постмодерн» и его смысл, указывающий на завершение, исчерпанность исторического проекта под именем «Модерн» и начало другого, пересматривающего основные мировоззренческие принципы своего предшественника.

Но понять суть постмодернизма невозможно, если исходить только из отрицания модернистских традиций минувшего. Постмодернизм – это попытка осмыслить и выразить тектонические по своему масштабу изменения, охватившие человечество в последние десятилетия, начиная где-то с середины шестидесятых годов.. Мироощущение человека не может оставаться прежним в мире, где информационные технологии творят новую реальность, былая целостность культуры распалась на бесчисленное множество контр- и субкультур, а человек не может больше идентифицировать себя с какой-либо общностью, будь то партия, класс, нация или государство. Постмодернизм не расхожий ярлык и не придуманная эстетами и интеллектуалами фикция – это не что иное, как мировоззрение сегодняшнего информационного общества, обладающее такими характеристиками, как плюрализм, фрагментарность, децентрация, ирония и самоирония, изменчивость, симуляция. Именно эти признаки позволяют говорить о реальности постмодернизма, ибо вся современная культура буквально пронизана его духом, какую бы ее сферу мы не взяли. Хотим того или нет, понимаем ли смысл пресловутого постмодернизма или же с трудом выговариваем это слово, но мы уже живем в постмодерном мире. Просто стоит оглядеться вокруг, и мы увидим его стигматы, причем увидим буквально во всем. В эклектичной, но самобытной архитектуре, в разнообразии стилей одежды, в плюрализме мнений и моделей поведения, в победившем пространство и время Интернете, во фрагментарных разговорах по сотовым телефонам, в мелькании рекламных коллажей, в мозаике заставок НТВ и разорванном видеоряде  МТV, в виртуальной реальности, уже давно ставшей чем-то большим, чем компьютерная графика, и, наконец, в тусовке в модном клубе, где главным становится не быть и даже не иметь, а изображать и симулировать.

Емелин В.А.

Главная страница

Хостинг от uCoz